Мы расположены:

Украина, г.Киев, Печерский р-н.,
Кловский спуск 14/24

Схема проезда

Пн-Пт с 9:00 до 18:00
info@kurchin.com.ua

+38 (097) 856 07 07, +38 (095) 856 07 07

+38 (044) 357 77 00

Заказать звонок

Вышла статья Курчина Олега Геннадиевича, опубликованная в Вестнике Госархстройинспекции Украины за № 1/2015

Типичные ошибки при заполнении разрешительных документов

От 12 марта 2011 года начал действовать Закон Украины «О регуляции градостроительной деятельности». Вследствие этого необходимо констатировать, что процедура санкционирования градостроительных операций кардинальным образом поменялась.

Общее количество выданных и зарегистрированных документов Государственной архитектурной строительной инспекцией в 2014 году

В первую очередь следует отметить особенности реструктуризации строительных операций согласно 32 статьи вышеуказанного закона. По этой статье выделяют пять основных категорий сложности постройки: I, II, III, IV и V. Данная категория присваивается строительству из соображений проектировщика и заказчика постройки. Этот вопрос является очень важным, так как при получении разрешения на строительство ему уделяют серьезное внимание. Важно понимать, что процесс строительства должен начинаться только после получения соответствующего документа на право собственности или разрешение использовать участок земли. Исключением считается ремонты, реставрации и реконструкции указанных объектов, которые не предусматривают изменение геометрических форм здания или изменение состояния фундамента. Под это же исключение попадает строительство дорого и других элементов инфра структуры, а также строительств, которое заказывается непосредственно представителем государственной власти. Также в пределах указанного участка без особого разрешения допускается демонтирование трубных сообщений, линий электропередач, связи и прочих элементов линейной коммуникации.

Принятое решение соответствующего органом власти гласит, что исполнительным органом в сфере строительства является Государственная архитектурная строительная инспекция. ГАСИ имеет право реализовывать свои обязанности непосредственно своими силами или с помощью местных территориальных представительств.

Заказчику разрешено приступить к строительным работам только после выполнения следующих действий:

  1. Заказчик обязан уведомить о дате начала возведения проекта главный исполнительный орган в сфере гос. политики по контролю за архитектурно-строительным действиям (как было сказано выше, это ГАСИ). Этот пункт касается тех строительств, которые не нуждаются в специальном разрешении и выполняются согласно строительному  паспорту. Что касается остальных случаев, то перед началом строительства необходимо получить разрешение на строительство или зарегистрировать декларацию о начале строительного процесса. Разрешение и регистрация проводится высшим исполнительным органом в сфере архитектурно-строительных действий – ГАСИ.
  2. Высшим исполнительным органом должна быть проведена отдельная регистрация объектов, которые отмечены I-III категорией сложности.
  3. Заказчик должен добиться разрешения у ГАСИ на осуществление строительства объектов, отмеченных IV и V категорие сложности постройки.

Предлагаю остановится и рассмотреть каждый из упомянутых документов

Уведомление о начале выполнения строительных работ

Применение уведомления допускается только касательно возведения следующих объектов:

  1. Приусадебный дом для жилья, садовый домик, дача (не более 2-ух этажей ввысь без учета мансарды), площадь которой не должна превышать 300 м2.
  2. Небольшие здания, не предназначенные для проживания, типа гаража или сарая, расположенных на территории садовых или дачных участков.

Для осуществления пересылки сообщения о начале стройки требуется наличие паспорта застройки участка земли, в котором представлены все будущие постройки с учетом соблюдения всех правил и требований к строительству.

Такой паспорт можно получить в центре предоставления админ. услуг у представителя власти по вопросам градостроения и архитектуры. Также указанный документ можно получить, воспользовавшись Единственным государственным порталом админ. услуг. По закону, который предусматривает процедуру получения паспорта, документ должен представится бесплатно и не позднее 10-ти рабочих дней с момента подачи документов.

В стандартный пакет документов на получения паспорта застройки земельного участка входит:

  • форма заявления для получения паспорта с согласием на обработку личных данных заказчика;
  • предоставление документа на право собственности земельным участком. Допускается также подача засвидетельствованной копии этого документа или договор суперфицию;
  • схема застройки и расположения строительных объектов на участке с указанием расстояния до границ с соседними участками, планировка этажей жилого здания с указанием размеров, а также список элементов коммунального обеспечения;
  • проект постройки, если таков имеет место;
  • согласие смежных собственников земли на застройку участка.

После того, как будет выдан паспорт, заказчик может приступать к оформлению документа уведомления.

Строительство можно начинать по истечению 24 часов после отправки уведомления в соответствующую инстанцию. Требуется отправить всего одно сообщение о начале застройки.

Декларация о начале выполнения строительных работ

Процесс регистрирования документа, который сигнализирует о начале застройки, производится с соблюдением Закона Украины «Об административных услугах». Декларация принимается в Центрах предоставления административных услуг и/или через Единственный портал предоставления административных услуг. Кстати, Государственной архитектурной строительной инспекцией внедрена электронная система предоставления административных услуг уже сегодня (в соответствии с Порядком работы электронного обеспечения организации исполнения декларативных процедур в строительстве, утвержденного приказом Мин региона от 24.11.14 №325). Каждый заказчик, при наличии электронного ключа, может воспользоваться отмеченной услугой через официальный вебсайт учреждения.

В отличие от сообщения, для регистрации декларации необходимо собрать больше документов, впрочем, ни один из них не посылается к органу государственного архитектурного строительного контроля, информация о них отмечается заказчиком в декларации, которая в двух экземплярах через ЦНАП подается на рассмотрение. Ответственность за достоверность информации, указанной в декларации, несет заказчик.

В декларации необходимо заполнить информацию о:

  • лице, ответственного за осуществление технического присмотра (телефон,
  • сертификат, ПИП);
  • проектировщике (наименование организации, ПИПА главного архитектора/инженера проекта, номер телефона, сертификат);
  • одобрение проектируемых объектов;
  • проведении полного анализа документации (если только таковые меры нужны);
  • городских особенностях ведения стройки в данном регионе и определения максимально возможной застройки зем. участка;
  • лицо ответственное за осуществление авторского присмотра (ПИП);
  • зем. участке;
  • реальной площади строительства;
  • технико-экономические особенности проекта.

Вся документация, касающаяся разработки и реализации проекта, должна соответствовать ДБН А.2.2-3-2014, в котором в свою очередь прописан общепринятый порядок заполнения вышеупомянутого пакета документов. Параллельно с этим существует перечень процедур, которые необходимо выполнить при обустройстве зем. участка. К этим процедурам относят грамотное строительство объектов и соблюдение установленных правил проектирования земельного угодья, а именно его застройки. Документ также контролирует соблюдение всех положенных минимальных расстояний между строениями, границами соседних участков и сооружений. Также там прописан правильный порядок озеленения участка и прочие процедуры, соответствующие порядку установленного по закону. Данную документацию можно считать полноценным инструментом контроля осуществления установленных законов  градостроения и архитектуры. Кроме того существует список объектов, при совершении строительства которых законом не требуется соблюдение специальных градостроительных предписаний и ограничений. Данный список был утвержден Министерством регионов по Приказу № 109 от 7-го июля 2011 года. В документе сказано, что для возведения построек І-ІІІ категории сложности проведение экспертизы проекта не является обязательным и осуществляется по желанию застройщика.

Декларация рассматривается не более 5-ти рабочих дней. По результатам рассмотрения информация, установленная в документе, вносится в единственный реестр, а объект регистрации будет возвращен инициатору. Если в документе допущены ошибки или обнаружено неполное предоставление требуемых данных – его возвращают владельцу на доработку с указанием обнаруженных замечаний.

Процедура получения разрешения на застройку

При получении разрешения на застройку управляющее лицо приобретает законные основания для осуществления постройки объектов I – V категории сложности.

Для получения таких оснований заказчик должен заполнить соответствующую анкету и направить свой запрос в органы исполнения власти в сфере архитектурно-строительных вопросов. Запрос может быть отправлен почтой или предоставлен самим лицом в ведомстве.

Для получения разрешения заказчик имеет право подать лично или послать заказным письмом с описанием вложения к Государственной архитектурно-строительной инспекции заявление о получении разрешения установленной формой.

К составленному заявлению должно прилагаться:

  • документ или заверенная его копия, согласного которым подтверждается право на владение земельным участком или разрешение государства на проведение строительства, допускается для подтверждения своих прав использовать суперфицию;
  • документ, в котором описан проект строительства. Он должен быть составлен и определен согласно общепринятой процедуре;
  • документ, который сообщает о правах владения недвижимости, в отношении которой будут производится строительные работы. Если дом имеет нескольких хозяев, то обязательно предоставить соглашение совладельцев на застройку или ремонтные работы.
  • обязательно необходимо предоставить разрешение на осуществление строительных работ;
  • обязательно наличие документов, в которых будет указано лицо, несущее полную ответственность за строительство, и лицо, обладающее полномочиями на авторский присмотр;
  • копии сертификатов, подтверждающие наличие необходимой квалификации.

Стоит отметить, что существенного отличия в наборе документации для получения декларации или разрешения нет, однако существенное и единственное отличие заключается в том, что разрешение будет предоставлено лично инспекционным органом.

Принятие объектов к эксплуатации

После завершения строительства следует осуществить процесс принятия к использованию объекта. Постройки первых трех уровней сложности и объекты, возведенные по строительному паспорту, допускаются к использованию после одобрения представителя гос. архитектурно-строительного контроля на абсолютно бесплатной основе. Постройки высших уровней сложности проверяются после окончании строительных работ. Санкционирование готовности к эксплуатации  здания является специальный акт, который заключается на основании присвоения гос. учреждением специального сертификата для соответствующих построек.

Практика показывает, что весомой разницы при получения декларации и сертификата для законопослушного гражданина нет.

По завершению строительства по протоколу необходимо провести инвентаризацию объекта.

Следующим этапом станет заполнение документов:

  • в первую очередь оформляют декларацию готовности использования объекта в жилых целях, основанием которого выступит сообщение о начале строительных работ (стоит отметить, что в 2014 году в эти процедуры были внесены некоторые изменения, которые упростили процесс оформления документов для построек в частных секторах);
  • декларация, которая сообщает о полной готовности к использованию зданий І-ІІІ категории сложности;
  • акт и заявление, которые говорят о готовности к эксплуатации сложнейших построек IV и V уровня сложности. Для заполнение этой документации при себе необходимо иметь паспорт застройки объекта.

Единственное существенное отличие в оформлении документации для использования объектов построек І-ІІІ и IV и V категорий заключается в том, что по результатам составления акта будет проведена полная проверка постройки на соответствия государственным нормам и требованиям. Также будет проведена проверка соответствия построенных объектов с проектной документацией. Также следует отметить, что предъявление сертификата для строительной группы не будет проводится на бесплатной основе. Для постройки IV уровня сложности необходимо будет внести в гос. казну 4,6 минимумов зарплаты, а для V - 5,2.

Типичные ошибки при заполненные разрешительных документов

Чаще всего заказчики во время оформления разрешения для застройки объектов относительно объектов І-ІІІ категории сложности сами себя вводят в заблуждение, считая, что самостоятельно заполнить декларации или сообщения невозможно.

В действительности ничего сложного в этом нет. Кроме того, разъяснения относительно правильного заполнения разрешительных документов ежедневно предоставляются специалистами Государственной архитектурно- строительной инспекции в Центрах предоставления административных услуг в каждом областном центре, а также по номеру телефона Контактного центра ГАСИ 0800210011 (звонки в пределах Украины бесплатны). Кроме того, каждый имеет возможность обратиться со своими вопросами с письменным или электронным письмом к руководителю любого структурного подразделения учреждения. На сайте размещенные образцы заполнения деклараций и сообщений. Даже если с первого раза не все выйдет, декларация будет возвращена на доработку с перечнем замечаний, которые необходимо исправить, и подать заново.

Ниже представлен список наиболее распространенных ошибок оформления документов, на основании которых было отказано в разрешении на строительство:

  • название объекта строительства должно полностью отображать вид постройки в составлении документации на выдачу разрешения на застройку участка;
  • не соблюдение соответствия данных в разных документах, представленных для одной и той же постройки;
  • условия задания не согласовано с заказчиком;
  • задание проектирования оформлено ранее, чем документы на ограничение участка застройки, условия городских застроек и технологические условия стройки, которые в свою очередь формируют, собственно, задание проектирования;
  • в документации о проектировании отсутствуют градостроительные правила и фиксация границ зем. участка, технические условия, которые являются неотъемлемой частью выходных данных на проектирование;
  • отсутствие технических условий, необходимость получения которых, предусмотрено градостроительными условиями и ограничениями застройки земельного участка;
  • проект подан  не в  полном объеме, который определенн дополнениями Д, Е  к  ДБН А.2.2-3-2014 «Состав и содержание проектной документации на строительство»;
  • отсутствующая информация относительно выделения очереди на сооружении, если такие очереди предусмотрены проектной документацией;
  • экспертный отчет подан без дополнений, которые являются неотъемлемой частью отчета;
  • подан генеральный план не утвержденный в установленном порядке;
  • расчет категории сложности объекта не согласованно заказчиком и проектировщиком;
  • генподрядчик в соответствии с лицензией не имеет права проводить строительные работы (несоответствие класса последствий);
  • в поданном заявлении на выполнение строительных работ роспись специалиста по техническому присмотра не скреплена его личной печатью;
  • заказчиком не выполненные условия относительно обеспечения осуществления технического присмотра с учетом подконтрольности объекта;
  • копии квалификационных сертификатов ответственных лиц не засвидетельствованы в установленном порядке;
  • не поданы соответствующие копии документов (копию документу о назначении лиц, ответственных за выполнение строительных работ, от подрядчика, в соответствии с приложенным лицензионным документом, копии квалификационных сертификатов ответственных лиц, копию лицензии);
  • не подан предписывающий документ о передаче прав на осуществление авторского присмотра;
  • не подана копия документа, что удостоверяет право собственности на сооружение, или письменное согласие его владельца на проведение строительных работ;
  • отсутствие документов, которые отмечены в качестве приложению к заявлению на выдачу разрешения.

Главные причины отказа в получении сертифицированного документа:

  • отсутствие документов, которые являются основанием для принятия решения о выдаче разрешения (во время проведения итоговой проверки, заказчиками строительства не предоставляется необходимая для осуществления проверки проектная и исполнительная документация, или не обеспечивается доступ на объект строительства).
  • выявление недостоверной информации в анкетах и документах, а именно во время проверки нередко устанавливается факт наведения сведений в акте готовности, или заявлению которые противоречат поданным во время проверки документам.
  • несоответствие объекта проекту и правилам ДБН – так во время проверки устанавливаются факты не выполнения в полном объеме определенных видов работ, выполнение которых предусмотрено проектной документацией, нарушения требований ДБН, стандартов и правил.
Оценка: 
Средняя: 5 (1 оценка)

Комментарии

Заказать звонок